Типы исламских финансовых институтов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ОСНОВАННОЙ НА ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ

Как известно, максимальная прибыль является двигателем монополистического капитализма. Как видно это происходит повсеместно, крупнейшие транснациональные корпорации контролируют практически экономики всех стран мира. За всю историю капитализма, его развитие сопровождалось взлетами и падениями, вызывающие жесточайшие кризисы, выходом из которых, как правило, были мировые и региональные войны. В настоящий момент мир опять пришел к такому моменту. Одной из главных причин возникновения таких кризисов является существующая финансовая система, основанная на ростовщическом кредитном проценте.  Обладая свободными капиталами, банкиры не производя товары и не имея средств производства, занимаются лишь продажей денег, тогда как сами деньги на самом деле представляют собой товарный эквивалент и являются лишь средством обмена товаров между людьми. Поэтому ростовщики фактически занимаются ограблением своих сограждан, это ведет к обнищанию народа, что в свою очередь вызывает падение спроса на производимые товары и услуги, останавливая развитие экономики страны. Острый кризис ликвидности, происходящий в западном мире, показал всю ущербность данной финансовой системы. Поэтому перед миром стоит первостепенная задача создания такой системы распределения ликвидных ресурсов, которая бы решала актуальные вопросы борьбы с бедностью и улучшения в важных социально-экономических аспектах жизни, таких, как здравоохранение и образование, обеспечение безопасного и надежного будущего для молодежи и т.д. Все это возможно сделать лишь за счет эффективного и справедливого распределения ресурсов на цели производительных возможностей и рабочих мест.

Такой финансовой системой, устойчиво развивающейся в условиях глобального экономического кризиса, является модель исламского банкинга, основанная на этических принципах ведения бизнеса. Данные принципы защищают частную собственность, гарантируют свободу, справедливость и транспарентность действия рыночных сил. Обеспечение соответствия финансовых услуг этим руководящим принципам позволяет предоставлять соответствующие услуги не только мусульманам, но и всем другим заинтересованным согражданам, как это происходит, например, в Малайзии или Великобритании.

Мы осознаем, для внедрения такой модели в Казахстане потребуется время, при этом добавление подобной альтернативы в массив современных  финансовых услуг будет способствовать только здоровой конкуренции.

В настоящий момент Казахстан интегрируется в Евразийское экономическое пространство. Данное действо направлено на решение экономических и политических проблем стран этого пространства. Вместе с этим, Казахстан является частью исламского мира, находясь на стыке Азии и Европы, будет всегда находиться в сфере интересов как Запада, так и Востока. В Казахстане более 70% населения составляют этнические мусульмане, из них около 10% практикуют ислам, соблюдая все религиозные принципы. Естественно,  перед государством стоит задача удовлетворения нужд как данной общины, так и в целях привлечения инвестиций из стран исламского мира через внедрение этического финансирования и обучение населения его принципам и механизмам.  Для успешного развития финансового сектора в странах с наличием мусульманского населения требуется поощрение исламских финансовых услуг в рамках соответствующей законодательной базы. Выполнение данной задачи позволит вовлечь гораздо большую долю населения в активное и эффективное участие в процессах экономического развития страны.

В настоящее время Президент РК поставил задачу провести индустриализацию страны путем обновления и создания новых высокотехнологических основных фондов за счет грамотного учета и рационального использования природных богатств нашей страны. Для этой  цели государство привлекает инвестиции. Таковые делятся на внутренние (госбюджет, государственно-частное партнерство, фонды прямых инвестиций, исламские финансы, капитал частных компаний) и внешние (международные банки развития, инвестиционные фонды, исламские финансы, капитал частных компаний).

Развитие исламских финансов в РК будет способствовать институциональному развитию инвестиционных каналов, прежде всего, из стран ОИС в РК для реализации ее экономического потенциала и позволит создавать и экспортировать готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью в эти же страны. При этом будут создаваться рабочие места и повышаться образовательный уровень населения.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА ИСЛАМСКИХ ПРИНЦИПАХ

Практика создания исламских специализированных финансовых компаний берет начало в 60-х гг. прошлого столетия.

Центральным понятием в исламских финансовых операциях является справедливость, которая достигается главным образом за счет распределения риска. Предполагается, что участвующие стороны должны делить прибыль и убытки. Соответственно, запрещено начисление процентов. В то время как традиционное посредничество обычно основано на долге и позволяет для кредитора минимизировать риски, то этическое посредничество основано на реальных активах и на разделении рисков. Это означает, что инвестирование построено на долевом участии или фактической купле-продаже того или иного актива, отсюда исламские банки являются неотъемлемой частью реальной экономики по сравнению с традиционными банками, которые в принципе уже оторваны от нее, получая доходы из чисто финансовых трансакций.

В последние годы очень интенсивно развивается глобальный рынок так называемых сертификатов Сукук. Большинство инфраструктурных проектов в исламских странах финансируется на счет выпуска Сукук, как государством, так частными компаниями.   Если в 2011 г. весь этот рынок составлял всего 85 млрд. USD, то уже в 2012 г. этот показатель уже превышен в первом полугодии.

Поскольку данный вид ценных бумаг нов для субъектов денежного рынка, необходимо было установить т.н. бенчмарк рынка Сукук, который бы стал ориентиром и образцом  для других выпусков.  В настоящий момент усилиями МИНТ в лице БРК проводится работа по пилотному выпуску Сукук  на малазийском фондовом рынке в национальной валюте, параллельно будет осуществляться листинг данных бумаг на Казахстанской фондовой бирже. Для понимания сути и возможностей данного вида финансовых инструментов необходимо, помимо размещения сукук БРК, рассмотреть возможности инвестиций в  государственные  и частные Сукук, находящиеся в листинге фондовых бирж Европы и Азии,  нашими пенсионными фондами, банками и страховыми компаниями для диверсификации собственных портфелей ценных бумаг. Так же необходимо начать размещать часть суверенных ресурсов Нацфонда РК в самые надежные среднесрочные сертификаты Сукук ИБР (Исламского Банка Развития), имеющего  наивысший рейтинг ААА от ведущих рейтинговых агентств.

В РК сертификаты Сукук должны рассматриваться как инструмент среднесрочного финансирования индустриальных проектов. Поэтому необходимо создать все условия для размещения исламских ценных бумаг, эмитируемых государственными и частными компаниями в тенге и иной валюте на Казахстанской фондовой бирже.  Для осуществления этой цели Президент поставил задачу к 2020 г. создать  Региональный исламский финансовый центр, который стал бы центром привлечения и размещения исламских финансов на территории Евразийского экономического пространства для освоения природных богатств наших стран.

По аналогии с существующими исламскими финансовыми центрами в Малайзии, Бахрейне и ОАЭ его инфраструктура включает в себя следующие субъекты:

  1. Исламские коммерческие и инвестиционные банки;
  2. Исламское страхование и перестрахование;
  3. Исламские лизинговые компании (иджара);
  4. Исламские компании по управлению активами, брокерские компании;
  5. Исламские торговые-финансовые компании/фонды (мурабаха);
  6. Ипотечные компании;
  7. Микрокредитные организации (финансирование села, мелких кооперативов по производству товаров народного потребления);
  8. Венчурные фонды, паевые инвестиционные фонды, фонды прямых инвестиций;
  9. Пенсионный фонд;
  10. Учреждения, занимающиеся инвестиционным управлением средств на Хадж и Умру, Wakuf (наследство), Закят и Садака;

     11. Рейтинговое агентство;

     12. СПИФ (Совет по принципам исламского финансирования);

     13. Центр обучения исламским финансам;

Программа индустриализации подразумевает выделение государством его активов, прежде всего, природных богатств, для инфраструктурного строительства и усиление несырьевого сектора экономики. В этом направлении  исламское финансирование может наиболее активно применяться. Здесь  четко оговариваются сроки инвестиций, структура активов и суть самого проекта. В странах Ближнего Востока, Малайзии, Индонезии, Брунее, Иране и других стран строительство инфраструктуры и оздоровление предприятий осуществляется во многом  за счет использования исламской модели финансирования.  Для выполнения такой программы требуются колоссальные денежные средства и опыт (знания и образование). Стоит отметить, что для успешной реализации программы индустриализации страны и освоения природных богатств необходим со стороны государства  специализированный подход к разным отраслям экономики, как это было успешно осуществлено в СССР.  Для этих целей в те годы действовали специализированные банки, такие как Стройбанк, Агробанк, Внешторгбанк, Сбербанк и т.д. Частный бизнес не способен поднять и развить экономику страны, а тем более развить  новый экономический сектор, без активного участия самого государства или первичного бюджетного финансирования.

 

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Анализируя текущее состояние исламской финансовой системы в РК в разрезе развития ее субъектов, можно отметить следующее.

1.    Исламские банки

Роль исламских банков в этом процессе чрезвычайно важна в силу универсальности самого характера банковских услуг.  В настоящее время единственный исламский банк «Аль-Хиляль» участвует только в выборочном финансировании крупных госкомпаний и вместе с тем он небольшой по капитализации. Пока же в планах данного банка нет желания  предлагать услуги для МСБ и выходить на розничный рынок, поэтому доступ к исламским финансовым услугам для населения по-прежнему закрыт. Вместе с тем стоит признать, что Банк испытывает проблемы законодательного и операционного характера, а именно совершенствование и утверждение льготного налогового режима для ряда банковских продуктов (Товарная Мурабаха, Иджара, Вакала и т.д.), поддержка краткосрочной ликвидности, отсутствие в информационном пространстве страны, чрезвычайная пассивность и отсутствие автономии в принятии решений.

Учитывая эту ситуацию, в РК необходимо создание нескольких исламских банков, обслуживающих интересы как корпоративного сектора,так и всего населения. По мере последовательного решения вопросов по соответствующей законодательной базе, выразили свою готовность инвесторы из стран Залива (Бахрейн, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия), Малайзии, Брунея и Турции. Создание одного из таких банков планировалось малазийской государственной финансовой группой AmanahRaya и БРК. К сожалению, возникшие затруднения по вопросу оффшорной зоны Лабуан (Малайзия), представляющей собой финансовый центр с льготным налогообложением, не были решены. Вместе с этим, данный вопрос может серьезно повлиять на приход в РК исламских инвестиций, поскольку речь идет о международной практике открытия SPV (специальных проектных компаний) в зоне Лабуан для выпуска казахстанскими и иностранными компаниями сертификатов Сукук для финансирования проектов по ПФИИР. Поэтому предлагаем исключить Лабуан из списка запрещенных международных оффшорных зон, утвержденного директивами АФН еще в 2008 г.

 2. Исламское страхование и перестрахование

Такафул или исламское страхование – это система, основанная на принципах взаимной помощи (таавун) и добровольных взносах (табарру), предусматривающая коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы. Такафул представляет собой форму страхования, удовлетворяющую принципам исламского права. В переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии».

Такафул представляет собой систему, при которой страхователи за счет собственных средств создают специальный страховой фонд для предоставления взаимной финансовой защиты от определенных неблагоприятных событий в жизни. В случае наступления указанного неблагоприятного события у кого-либо из участников, из средств фонда производиться выплата страхового возмещения. Таким образом, участники страхового фонда разделяют все риски и убытки между собой. В случае появления дефицита в фонде солидарную ответственность по его покрытию будут нести участники за счет собственных (дополнительных) средств. Прибыль исламской страховой организации формируется исходя из типа выбранной модели управления такафул фондом.

Изначально система такафул развивалась как альтернативная система страхования для мусульман, но со временем система показала, что наличие в данной системе страхования принципов шариата никоим образов не препятствует тому, чтобы немусульманское население также прибегало к услугам такафул операторов. В настоящее время во всех странах, где функционирует исламское страхование, клиентами такафул организаций являются как мусульмане, так и не мусульмане. К примеру, в Малайзии, где рынок исламского страхования является наиболее развитым в мире, большая часть клиентов такафул организаций являются не мусульманами. Также продукты исламского страхования пользуются большой популярностью в Европе, в частности, в Великобритании. На сегодняшний день страны Европы и Центральной Азии рассматриваются ведущими экспертами как наиболее перспективные в плане развития системы исламского страхования.

На сегодняшний день средний рост исламского страхования во всем мире составляет около 25%, что выше показателя роста обычных страховых компаний. Согласно оценкам Ernst&Young, одной из крупнейших аудиторских компаний в мире, если этот рост сохраниться и в дальнейшем, к 2012 году рынок такафул достигнет 7,7 млрд. долларов США. Число такафул операторов, представленных более чем в 38 странах мира, превысило 180.

Ввиду отсутствия законодательства в 2010 г. без лицензии была  зарегистрирована страховая компания ПК ОВСХ «Такафул», которая оказывает следующие виды услуг для физических лиц: медицинское  страхование лиц,  выезжающих  за  границу, страхование  от  несчастных  случаев и добровольное медицинское страхование.

Для реализации программы ускоренного индустриального развития страны правительство привлекает иностранных инвесторов, в том числе, из стран ОИС. Данные страны будут инвестировать средства для освоения наших природных богатств согласно исламским принципам финансирования. Естественно, будут возникать вопросы страхования проектов, людей и других рисков, возникающих в процессе производственной деятельности. Для этого и создаются исламские страховые компании такафул с участием иностранных партнеров. Сильный интерес к открытию такафул компаний в РК проявили такие страховые компании как Brunei Takaful и малазийская государственная компания Malaysia Takaful, имеющие огромную капитализацию. Наличие такафул компании с брунейским участием позволит Брунею открыть канал для своих инвестиций в Евразийское экономическое пространство и даст хороший пример королевским семьям стран Залива инвестировать в РК. Помимо них структура Группы ИБР – Исламская корпорация по развитию частного сектора (ИКРЧС)  – также выразила готовность своего участия в открытии такафул компании.

Необходимо принять закон по исламскому страхованию уже в этом году. В настоящее время законопроект находится в канцелярии правительства РК.

3.    Исламские лизинговые компании (иджара)

На сегодняшний день ИКРЧС совместно с национальной южнокорейской компанией КОЛОН и казахстанской частной компанией планирует создание исламской лизинговой компании с капиталом более 60 млн. USD. Однако, по мере развития программы освоения природных богатств потребуется ряд исламских лизинговых компаний для финансирования совместных проектов. Речь идет о покупки высокотехнологического оборудования, техники, самолетов и т.д., что уже производиться азиатским рынком. Необходимо усовершенствовать текущее законодательство применительно к исламским лизинговым компаниям, в особенности в части льготного налогообложения как для юридических, так и физических лиц.

4.    Исламские небанковские компании (исламские компании по управлению активами, брокерские компании, факторинговые компании (мурабаха), ипотечные компании, микрокредитные организации)

Сегодня компании по управлению активами и брокерско-дилерской деятельности не регулируются действующим законодательством применительно к исламскому финансированию. Есть вопросы, относящиеся к пруденциальным нормативам, поскольку если компания управляет исламскими фондами и в своей деятельности придерживается исламских принципов, необходимо привести в соответствие с ними ряд пруденциальных нормативов Нацбанка. Действующие нормы не учитывают основные активы, такие как земля и недвижимость, и операции с ними, а ведь они являются базовыми в деятельности  исламской финансовой системы. Поэтому необходимо изменить данные нормативы, поскольку данные компании будут принимать активное участие по прямому инвестированию средств их клиентов в проекты страны. Такие управляющие компании должны соответствовать регулированию центрального СПИФ.

Исламские торгово-финансовые компании и микрокредитные организации в своей деятельности используют наиболее распространенный инструмент – Мурабаха. Данные компании позволят финансировать МСБ, особенно, в сельской местности и вовлечь активное население в создание рабочих мест и производственную деятельность. Одной из самых перспективных и быстрорастущих отраслей для МСБ является производство халал продукции (продукты питания, парфюмерия, одежда и обувь, мебель, книги, киноиндустрия, производство товаров для детей, образовательная деятельность и т.д.). Данная продукция востребована на всем Евразийском экономическом пространстве и может экспортироваться в другие страны. Есть проект создания Халал Хаба в РК с участием малазийской стороны. Данный проект позволит привлечь инвестиционные средства в развитие сельского хозяйства не только РК, но и всего региона Таможенного Союза.

Здесь можно развеять опасения Налогового комитета МФ РК относительно ухода от налогов при использовании исламских финансовых инструментов, поскольку деятельность данных компаний является полностью прозрачной, направленной на увеличение реальной добавленной стоимости, приведет к росту конкуренции, а, следовательно, снижению стоимости конечной продукции и увеличению потребительских сбережений, что даст большую покупательскую способность населения. Что касается опасений о финансировании терроризма, то можно ввести лицензирование данных компаний со стороны регулятора, тогда будет все прозрачно. Требования к лицензированию необходимо согласовать с экспертами СПИФ.

Такие же вопросы относятся к деятельности исламских ипотечных компаний, операции которых (преимущественно, Мурабаха и Иджара) необходимо освободить от НДС. Данный вид услуг населению чрезвычайно востребованный для простых граждан РК. Действующая практика финансирования жилья через коммерческие банки показала негативную практику рост стоимости жилья за счет выплаты процентов и их увеличения в случае нестабильности ценового рынка. Предлагаемые нами структуры однократно устанавливают в договоре цену покупки клиентом жилья с фиксированным доходом Банка, не смогут изменить обговоренную ценовую структуру и не смогут требовать какие-либо дополнительные комиссии, штрафы или иные доплаты. Данные организации будут участвовать с фондами прямых инвестиций, исламскими банками и государством в реализации государственной программы строительства доступного жилья населению.

 5.    Пенсионный фонд

     Пенсионные отчисления граждан РК, исповедующих ислам на сегодняшний день, не инвестируются согласно исламским принципам финансирования. Наличие большого числа практикующих мусульман и желание соблюдать свои принципы не может оставаться без внимания правительства. На сегодняшний день пенсионная система РК, взявшая на вооружение чилийскую модель не является успешной. В большей степени это относится как к менеджменту ПФ, так и принципам инвестирования пенсионных отчислений. Как было выше сказано, исламское финансирование связано с этическими принципами и инвестирует только в реальные активы. Пенсионные фонды могут вкладывать средства в казахстанский рынок Сукук, выпускаемые государственными и частными компаниями, имеющие соответствующие рейтинги для осуществления проектов по освоению природных богатств страны. Так, например, в  Малайзии пенсионные фонды  приобретают Сукук, выпущенные под инфраструктурные проекты.  Таким образом, необходимо открыть исламский пенсионный фонд с участием ИБР и местных партнеров. В этом отношении можно применить  опыт Малайзии.

6.    Учреждение, занимающееся инвестиционным управлением средств на Хадж и Умру, Wakuf (наследство), Закят и Садака

В РК в настоящий момент создан и функционирует исламский фонд «Хадж Фонд Казахстана» с участием малазийской государственной компании AmanahRaya подобно малазийскому Хадж фонду Tabung Haji. Активы открытого 49 лет назад    Tabung Haji составляют более 9 млрд. USD. Фонд позволит мусульманам постепенно накопить достаточно денег для покрытия расходов на совершение Хаджа или Умры, а также позволяет вкладчикам Фонда с помощью своих сбережений принять активное участие в инвестициях, прежде всего, в инфраструктурные проекты, а также развитие халал индустрии в РК и стран Евразийского союза. Данный Фонд мог бы решить проблемы наших паломников, поднять авторитет РК в исламском мире и стать одной из основных ниш для розничного бизнеса. В настоящий момент силами ИБР и  Tabung Haji создана отдельная компания TaHa Alam (Малайзия), цель которой вхождение в акционерный капитал Хадж Фонда во всех странах ОИС, а также предоставление сервис услуг для паломников. Поэтому акционерами казахстанского Хадж Фонда будут такие авторитетные во всем мире компании как ИБР, Tabung Haji и AmanahRaya. Наличие таких партнеров послужит толчком для развития всех индустрии исламских финансовых услуг.

Также стоит отметить, что исламская финансовая система имеет яркую социальную составляющую. Это так называемые Wakuf (наследство) услуги, когда компании по управлению данными видами услуг передаются имущество или иные материальные активы для использования их в пользу населения с благотворительной целью. Это относиться также к таким услугам, как Закят и Садака. Полученные средства идут исключительно в пользу малоимущих, что устраняет социальную напряженность и позволяет успешно бороться с бедностью. Отмечая, что одна из услуг компании AmanahRaya есть управление наследством, то можно распространить ее успешный опыт на РК  и страны Евразийского союза.

7.    Рейтинговое агентство

В РК существует рейтинговое агентство РФЦА. Данная структура имеет свою историю и обладает уже опытом анализа деятельности  различного рода компаний. Необходимо использовать ее для присвоения рейтинга исламским ценным бумагам, эмитируемых компаниями на КФБ. Поскольку у РК стоит задача в привлечении инвестиций для освоения национальных богатств, крайне важно иметь в инфраструктуре исламской финансовой системы и свое рейтинговое агентство.  Американские рейтинговые агентства (Moody’s, S&P, Fitch) часто в своей оценке уделяют внимание политическим вопросам и защите зоны USD, тогда как для нашей страны важны больше вопросы  развития и конкурентноспособности национальной экономики и укрепления национальной валюты. Поэтому местным инвесторам (страховые компании, управляющие компании, пенсионные фонды, банки и т.д.) необходимо разрешить принимать оценку данного агентства. Важно, чтобы оно учитывало, помимо прочего, и процедуры Шариа-комплайенс. Помимо этого агентства могут функционировать и такие рейтинговые агентства как  IIRA (Международное исламское рейтинговое агентство), RAM (Малазийское рейтинговое агентство).

 8.    СПИФ (Шариатский Совет)

Поскольку развитие исламской финансовой системы в РК находится только на начальной стадии развития, необходимо уделить внимание созданию Центрального СПИФ с участием казахстанских, российских и зарубежных специалистов. Для достижения этих целей можно задействовать программу Болашак (бюджетное финансирование) по подготовке таких кадров в Малайзии и странах Залива. Решение данного  вопроса крайне важно с точки зрения уязвимости системы в целом в рамках РК и РФ.

9.    Центр обучения исламским финансам

Предлагается привлечение и участие ведущих ВУЗов Малайзии и стран Залива по созданию Единого Центра исламских финансов (реализаующей триединую задачу в соответствии с образовательной, научной и информационно–аналитической функциями) и силами АРИФ и при содействии МОН. Также необходимо, чтобы  совместными усилиями был внедрен в экономических ВУЗах страны курсы «Основы исламских финансов» и/или «Основы этической экономики». Наличие такого Единого Центра  и концепции Регионального исламского центра в Алматы позволит обеспечит лидерство в Таможенном Союзе по развитию индустрии исламских финансовых услуг, что полностью соответствует стратегическим задачам, поставленным Главой государства Н.А.Назарбаевым.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ТЕКУЩИХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВНЕДРЕНИЕМ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ

На данном этапе можно констатировать отсутствие ряда системных условий для запуска данного рынка:

1)  Создание отдельного Комитета по развитию исламского финансирования (на базе Комитета РФЦА) и разработка концепции Регионального исламского финансового центра в Алматы

2) Назначение Заместителем Правления Нацбанка, курирующим деятельность исламских финансов, компетентного и имеющего опыт работы в данной сфере.

3)    Принятие бюджетной подпрограммы в рамках развития финансового сектора страны.

4) Решение проблем одного из государственных банков Темирбанк или Альянсбанк путем преобразования его в исламский банк с последующим сокращением доли государства до блокирующего.

Роль Вакфа в исламской финансовой системе

       Вакф это концепт в Шариате,  который означает безвозмездную передачу имущества во имя Всевышнего Аллаха или передачи прав собственности на некоторые реальные или финансовые активы, или имущество, любым лицом для любых целей, в соответствии  с Мусульманским правом  в пользу любого лица или группы лиц или фонд, созданный для работы на благо общества в целом.

       Таким образом, имущество передается от владельца в собственность Аллаха, но блага от него предназначены для бедных, больных, путников или будут потрачены на любое другое  благородное дело  согласно исламу. Это жертвоприношение, чьей-либо собственности, только для получения благословения Аллаха. Вакф, (множественное число Авкаф), одна из форм «садака», что является неотъемлемым религиозным фондом в Исламском праве. Пожертвованные активы принадлежат благотворительному фонду. Лицо, делающее такое пожертвование, известен, как Вакиф.

       В исламской финансовой системе Денежный Вакф является адаптацией концепции Вакфа. Эта система в настоящее время используется как новый исламский финансовый инструмент в исламском банковском секторе. Используя этот инструмент, Исламский банк может внести свой желаемый вклад в обеспечение роста и развития экономики,  так как банки,  являются «кровеносной системой» экономики.

       Денежный Вакф означает пожертвование  определенной суммы денег со своих владений и создание Вакфа активов на основе этой суммы и передавать свои доходы на благо народа в целом или выделение его, для некоторых слоев общества, в частности.

       Мусульмане получают вдохновение для Вакфа из многих Аятов Корана, а также из Сунны Пророка Мухаммада (мир ему).

       Адаптацией Вакфа в исламской финансовой системе будет способствовать ликвидации голода, бедности, нищеты, неграмотности и неквалифицированных медицинских услуг в обществе. Это также будет способствовать справедливому распределению богатства или распределительной справедливости, которая является одним из фундаментальных направлений ислама. Священный Коран говорит: “Чтоб меж богатыми из вас, сие добро не расходилось. (Аль-Шахр-59: 07)

       Для обеспечения справедливости в распределении благ, Ислам предписывает многие руководства по пожертвованиям, кроме обязательного Заката и Ушр, через которые человек может пожертвовать свое имущество на благо человечества. Мусульманин может завещать одну треть своего имущества на благотворительность после его смерти. Но при жизни он имеет право тратить даже все свое имущество во Имя Аллаха.

       Денежный Вакф предоставляет уникальную возможность  инвестиций в различные гуманитарные, образовательные и социальные услуги. Депозит Денежного Вакфа работает на основе Мудараба, а Сберегательный Вакф принимается от зажиточных и богатых людей в обществе. Банк будет работать в качестве посредника для создания Денежного Вакфа и оказания помощи в управлении Вакфа.  Мобилизация социальной экономии путем создания Денежных Вакфов,  с целью  памяти живым или умершим родителям, детям и укрепления интеграции семейных отношений  зажиточных и  богатых людей.

       Денежный Вакф  приносит блага  бедным слоям населения, из средств богатых, и создает осведомленность среди богатых в отношении их обязанностей по отношению к обществу. Это также помогает общему усилению  развития страны и создает  уникальную интеграцию социального обеспечения и социального мира.

       Денежные депозиты, полученные в качестве пожертвований  по принципу Мударабах. Банк будет управлять Вакф фонд от имени Вакифа. Вакиф будет иметь право на создание денежных Вакф в то же время, или он / она может начать с минимального депозита установленного банком, и остальные депозиты могут быть сделаны в тысячу или несколько тысяч така. Иностранная валюта может быть принята при соблюдении соответствующих правил и формальностей. Частичные суммы денежных средств Вакф должны быть приняты в указанный  фонд  и  когда будет накоплена заявленная сумма в полном объеме,выдается сертификат на всю сумму Банки могут выбрать перечень целей для распределения доходов от Денежного Вакфа. При этом Вакиф будет иметь право выбирать цели из перечня банка или любые другие цели, разрешенные шариатом. Активы Вакфа, включая денежные средства, могут быть предоставлены безземельным культиваторам,  для помощи им в приобретении земельных участков для их культивации в целях получения средств к существованию. Молодой доктор, инженер, или молодые мужчины  или женщины могут получить финансирование  из проектов Денежного Вакфа,  с целью открытия собственного бизнеса. Так же деньги могут быть направлены на семейную реабилитацию, образование и культуру, здравоохранение, санитарию и социально-коммунальные услуги, такие как урегулирование споров, оказание правовой помощи заслуживающим ее мужчинам и женщинам, для установление их законных прав, помощь в организации приданного для брака малообеспеченных  девушек и для того что бы устроить нуждающихся детей и стариков в приюты.

       Открывая  депозит Наличного Вакфа, человек получает возможность с помощью Садака–е-Джария  делать добро людям. Сумма Вакфа останется нетронутой, и только сумма прибыли  будет потрачена согласно пожеланиям Вакифа. Неизрасходованные суммы прибыли, будут автоматически добавлены в Вакф, и со временем заработанный доход будет расти.

       Денежный Вакф не без рисковый, поскольку он основан на принципе Мударабах. Но специалисты разработали механизм для смягчения рисков.

       Учитывая что искоренение нищеты, создание социально-экономической справедливости и справедливое распределение, считаются важными целями исламской экономической системы, ее финансовый сектор так же должен отражать эти цели. Это является и социальной ролью для  исламских банков. Поэтому исламский банковский сектор  должен шагнуть вперед , для  выполнения  этой роли. Адаптация Денежного Вакфа в исламской финансовой системе может внести большой вклад в  изменение всего экономического сценария в мире. Кроме того справедливое распределение может быть более гарантировано и черта бедности может быть снижена на несколько градусов.

       Писатель является главой Шариатского отдела МБК Исламского банка Limited.

       mahamid@icbislamic-bd.com

Источник: http://www.fe-bd.com/index.php?ref=MjBfMTFfMTVfMTJfMV8yN18xNDk5NjM=&goback=%2Egde_1781384_member_185953776%2Egde_1781384_member_188323626

 Постепенно будет размещаться больше информации